Как выбрать свой синтезатор и не разочароваться в нем
Современные синтезаторы дают максимальную свободу творческого выражения не только опытному музыканту-исполнителю, но и новичку. В помощь начинающему музыканту существует множество сайтов, предлагающих разнообразные обучающие материалы, которые помогут разучить популярную мелодию, подобрать к ней аккомпанемент, а возможно и сочинить пусть несложную, но свою собственную. Остается дело за малым – выбрать подходящий инструмент.
Чтобы выяснить, какие возможности таят в себе эти замечательные инструменты и какие из них важны именно для вас, и создана эта статья.
Для начала, разделим электронные клавишные инструменты на два класса: пианино и синтезаторы.
Электропиано или цифровое фортепиано создано, как альтернатива акустическому фортепиано. Основная задача производителя приблизить его механику и звучание к оригиналу, клавиатура такого инструмента имеет 88 клавиш с имитацией молоточкового механизма и среди тембров инструмента преобладают тембры фортепиано.
Так как эта статья посвящена выбору синтезатора, мы не будем подробно останавливаться на характеристиках этого вида инструментов, однако среди цифровых фортепиано встречаются инструменты, совмещающие в себе свойства пианино и синтезатора с автоаккомпанементом. Несмотря на достаточно высокую стоимость, «синтезаторные» качества такого инструмента сравнимы с синтезаторами средней ценовой категории, тем не менее, такой вариант стоит рассматривать, если для вас качество клавиатуры важнее арсенала "синтезаторных" функций.
Выбор синтезаторов огромен, среди них есть как профессиональные (для сцены, студии), так и для обучения или самостоятельного музицирования.
Для обучения и музицирования в большей степени подойдут СИНТЕЗАТОРЫ С АВТОАККОМПАНЕМЕНТОМ, именно на них мы и остановим свое внимание.
Такие инструменты вы найдете как у признанных «мэтров» электромузыкального мира Yamaha, Korg, Roland, Casio, так и у малоизвестных производителей, например, Medeli, Denn.
Инструменты Yamaha, Roland и Korg отличаются лучшим звуком и большей ценой. Casio - проигрывают вышеназванным в качестве звучания, однако, по функционалу превосходят их в том же ценовом диапазоне. Так что решать вам, что для вас важнее - звук или функции, благодаря которым можно внести в аранжировку разнообразие.
В первую очередь остановимся на основных технических характеристиках СИНТЕЗАТОРОВ С АВТОАККОМПАНЕМЕНТОМ.
Количество и размер клавиш
Клавиатура большинства синтезаторов имеет пять октав – 61 клавишу обычного (полноразмерного) размера. Меньшее количество и размер характерно для детских синтезаторов.
Активная или пассивная клавиатура
Если сила нажатия клавиш не влияет на громкость звука, значит у синтезатора пассивная клавиатура. Такая клавиатура обедняет звуковые возможности инструмента, делает невозможным исполнение с разными динамическими оттенками.
Полифония (иначе многоголосие)
Достаточно важный параметр, измеряется в одновременно нажатых нотах. Если в аккомпанементе задействованы инструменты, использующие одновременно несколько звуков (фортепиано с аккордовой партией, аккорды подкладовых тембров и т.п.), плюс еще набор ударных и перкуссии, то на сольную партию останется не так уж много свободных нот. Так же полифония нужна и при использовании всевозможных эффектов (эффекта эхо, sustain педали).
Количество тембров
Тут все предельно ясно – чем больше тембров, тем больше возможностей для творчества.
Количество стилей
Все сказанное о тембрах, относится и к стилям. Количество встроенных стилей особенно актуально для синтезаторов без возможности загрузки дополнительных стилей с внешнего носителя.
Встроенные композиции (Songs)
Во всех синтезаторах есть некоторое количество встроенных композиций. Их можно просто послушать, либо заглушив мелодию, сыграть ее самому. В инструментах начального и среднего уровня имеются обучающие программы, которые реализуются на основе таких мелодий. На мой взгляд, это малоэффективная форма обучения.
Возможность вывода звука в аудиоформате
Функция записи собственного исполнения на USB-устройство в аудиоформате реализована далеко не во всех синтезаторах, однако при желании вы можете записать звук при помощи компьютера. Это возможно при наличии в синтезаторе любого аудиовыхода, (PHONES/OUTPUT, LINE OUT, OUTPUT) и, конечно же, определенных навыков владения компьютером и работы с аудиопрограммами.
Использование микрофона
Если в синтезаторе есть микрофонный вход, вы сможете использовать синтезатор в качестве процессора эффектов, добавив к вокалу ревер, хорус, фленджер и т.д. В старших моделях Yamaha функция Vocal Harmony автоматически добавит к вашему голосу партии бэк-вокала, а варьируя настройки этой функции, вы сможете внести разнообразие в эту партию, например, изменить количество голосов (дуэт, трио), тембр голоса (добавить женский бэк-вокал к мужскому голосу и наоборот).
А теперь поговорим о функциях, от которых напрямую зависит разнообразие вашей аранжировки, поэтому на них остановимся подробнее.
Многослойность
Очень важный параметр, благодаря которому можно разнообразить аранжировку. Многие модели синтезаторов поддерживают одновременную игру несколькими тембрами. Это, как правило, главный и добавочный слой, а также возможность установки отдельного тембра для партии левой руки. Благодаря этому, клавиатуру можно запрограммировать так, чтобы в правой и левой части клавиатуры звучали разные тембры. Например, выбираем для главного слоя тембр флейты, для второго слоя – скрипку, а для левой руки – фортепиано, в результате получаем трио.
Наличие регистрационной памяти
Регистрационная память дает возможность быстрого вызова ранее сохраненного банка настроек, поэтому вам не придется каждый раз заново выбирать тембр, стиль и другие настройки. Количество кнопок варьируется от одной до восьми. Благодаря кнопкам регистрационной памяти, можно изменять назначенные настройки не прерывая игры, поэтому, чем больше таких кнопок в вашем инструменте, тем больше возможности для творчества.
Функция мультипэдов (Multi Pad)
Мультипэды, ритмические и мелодические фразы, использование которых придает разнообразие вашему исполнению. Возможно использование готовых банков мультипэдов и создание своих собственных.
Возможность создания собственных тембров
Есть синтезаторы с возможностью изменения тембров, что расширяет тембровые возможности инструмента.
Возможность редактирования и создание стилей
В старших моделях реализована возможность создания собственных стилей, либо создание новых стилей на основе уже существующих.
Запись собственного исполнения в формате MIDI
Возможность записи собственного исполнения в этом формате может быть реализована двумя методами: передачей данных на компьютер (через выходы MIDI-IN, MIDI-OUT, USB TO HOST) и посредством самого синтезатора.
Запись в память синтезатора есть не во всех инструментах. В некоторых младших моделях возможна запись всего на две дорожки: на первую собственного исполнения, на вторую - стиля.
В старших есть функция многодорожечной, потрековой записи - секвенсор. Такая запись удобна при создании сложных композиций без автоаккомпанемента, например, вы можете записать партии каждого инструмента по отдельности, если необходимо подредактировать каждый трек, затем включить воспроизведение и дополнить композицию исполнением в реальном времени.
Семплирование
Возможность записи внешних источников звуков, поступающих через разъемы AUX IN и MIC/LINE IN, например аудиоплеера, микрофона, гитары для дальнейшего их использования в качестве семпла, например, исполнить с помощью созданного сэмпла мелодию. Эта функция достаточно редко встречается в синтезаторах с аккомпанементом и качество такого сэмплирования оставляет желать лучшего.
Эффекты. Гармонизация.
Чем старше модель, тем больше разнообразных эффектов и их настроек, и тем выигрышнее будет звучать ваша композиция. Почти во всех синтезаторах присутсвует реверберация, среди других распространенных эффектов эхо (дилей), хорус, фленджер.
Очень интересен эффект автогармонизации (гармонайзер), который присутствует во многих синтезаторах. Например, исполняя одноголосную партию трубы, включите функцию гармонайзера, и виртуальные трубачи сыграют для вас трехголосную «пачку» меди.
Педали
Во многих синтезаторах возможно подключение педали Sustain. Такая педаль используется чаще всего для задержания (удлинения) звука.
В старших моделях Yamaha возможно использование еще одной педали, педали громкости (экспрессии). Благодаря возможности программирования, на обе педали можно назначить целый ряд функций, и использовать их в различных целях, например, для переключения между кнопками регистрационной памяти, изменение динамики сольной партии и др.
Итак, мы с вами рассмотрели основные параметры синтезаторов с аккомпанементом, а теперь давайте выясним, что же вы получите, став владельцем одного из таких инструментов.
Хотите предложить свою тему для видеоуроков или статьи?
Вы можете оставить свои заявки здесь:  Стол заказов
Комментарии
У меня есть вопрос касательно "многослойности " - а конкретно второго слоя. Правильно ли я понял, что при включеном втором слое то, что я буду исполнять правой рукой будет просто дублироваться другим тембром?
Это справедливо только для самых младших моделей.
Во многих синтезаторах присутствует эффект гармонизации (в синтезаторах Casio -Auto Harmonize, у Yamaha - Harmony/Echo).
При помощи этой функции к главному голосу можно добавить еще один-три голоса. В результате во втором слое ваша мелодия останется без изменения, а в главном, в зависимости от настроек, будет звучать аккордами, интервалами, трелями и т.п. Однако эта функция работает только при игре двумя руками (левой рукой вы должны играть в зоне аккомпанемента) , ведь дополнительные ноты применяются в зависимости от аккорда, исполняемого левой рукой.
В Yamaha есть еще интересная настройка этой функции - MULTI ASSIGN.
В этом случае при игре двойными нотами верхняя нота будет исполняться тембром, назначенным на главный слой, а нижняя – тембром второго слоя. Левую руку для этой настройки задействовать необязательно.
При исполнении интервалов или аккордов, задействуйте ее в одном из слоев, и в этом слое будет звучать только верхняя нота аккорда/интерва ла.
Постояла, посмотрела, такая каша в голове. В одной модели такая-то функция есть, в другой – другая, надо оно мне или не надо – сразу не разберешь. Ушла из магазина, так и не выбрала ничего. Продавец говорит что можно взять для начала самый простой, а потом уже со временем менять на более крутой, если нужно будет. Но по мне уж лучше купить сразу нормальный (но не самый дорогой конечно же).
Вот бы такую статью, типа «сравнительные характеристики» как делают для бытовой техники, о синтезаторах такой инфы не нашла!
Мы не сможем изменить глобальные настройки, например, сменить форму волны, поэтому выбираем тембр с нужной формой, и далее подстраиваем параметры.
Параметров для редактирования не так уж много, к тому же часть из них просто дубляж микшерных настроек (например, портаменто, перенос на октаву, громкость, управление эффектами). Можно редактировать форму огибающей, настройки фильтра, вибрато, модуляции.
В синтезаторах Casio нельзя изменять звуки ударных инструментов, в Yamaha для редактирования доступны некоторые параметры, однако установки влияют сразу на весь набор инструментов, т.е. если вы подкрутите фильтр для хэта, то это изменение коснется всех других звуков в наборе.
Сейчас я играю на Yamaha DGX-520. Хочу приобрести синтезатор по-сложнее, например Yamaha PSR-S950 или Korg PA-900. Помогите, пожалуйста, определиться с выбором!
Рассуждать о качестве звука не буду, так как это очень субъективно, и зависит от личных предпочтений. На мой взгляд, оба инструмента имеют достойное звучание. Возможно, вы уже посмотрели «битву титанов» на ютюбе, где впрямую сравнивают тембры этих инструментов, если не смотрели, рекомендую – очень впечатляет.
www.youtube.com/.../
Клавиатура с функцией послекасания.
Три слоя для правой руки.
Сенсорный дисплей (на любителя, лично для меня удобнее ямаховский).
Вместо колес модуляции и Pitch Bend - джойстик с назначаемым параметром (хотя джойстик - это на любителя, некоторые предпочитают колеса).
Три назначаемые кнопки с большим выбором назначаемых функций.
Больше функций, назначаемых на педали, например, можно выбрать постепенное изменение темпа (замедление, ускорение).
Больше возможностей при создании мультипэдов: можно назначить эффекты, эквалайзер, причем параметры регулируются для каждого мультипэда в отдельности. У ямахи на мультипэдах можно использовать только ревер и хорус, и установки влияют сразу на весь набор мультипэдов, т.е. если вы добавите ревера, то это изменение затронет все мультипэды в банке. Также в Корге в мультипэды можно записывать фрагменты из стилей.
Есть гитарный режим, который позволяет быстро создавать партии ритм-гитары на основе паттернов, где каждый аккорд будет звучать согласно реальной позиции на гитаре.
Можно записать последовательно сть аккордов (хотя ее нельзя сохранить для дальнейшего использования, последовательно сть сохраняется до момента записи новой, или выключения синтезатора).
Есть семплер. Можно использовать файлы формата WAV, AIFF, SF2, загружать данные Korg Trinity и Triton.
Возможно, кого-то заинтересует наличие двух плейеров с кросфейдером для регулировки баланса громкости проигрываемых файлов.
Имеется возможность копирования установок эффектов между стилями, перформансами, STS, песнями и программами.
Drum Edit – функция редактирования параметров инструментов Drum (ударные) и Percussion (перкуссии): редактирование доступно отдельно для каждой группы (бочки, малые барабаны, томы, хай-хэты и т.п.). Доступные параметры: громкость, эквалайзер, время атаки, спада, Cutoff, Resonance и некоторые другие.
такое случается не часто. У меня на Ямахе DGX-520 дисплей переставал работать. Пытался восстановить - какое-то время работал, а потом опять "забарахлил". В итоге заказал новый через сервисный центр. Обошелся в 7000. Менял сам. Ничего сложного. Как выяснилось, это у 520-х болезнь, которая лечится только заменой дисплея. Про Корги серии PA последних лет про такое на форумах я не встречал.
Интерфейс удобнее, легче в управлении. Для живого исполнения удобнее работать с ямаховской регистрационной памятью, чем с корговскими перформансами.
Количество регистрационных настроек неограниченно, так как регистрационные банки можно сохранять не только во внутреннюю память, но и на флешку.
С помощью педали можно моментально переключать регистрационные банки во время игры в любой, предварительно настроенной последовательно сти.
Ямаховские стили славятся своим качеством, выбор стилей огромен, (в интернете можно найти массу ямаховских стилей).
Есть аудиостили, в треках которых используются аудиофайлы.
Можно загружать пакеты расширений со звуками и стилями.
Аудио можно назначать на мультипэды. Для мультипэдов есть функция синхронного запуска, что позволяет воспроизвести мультипэд автоматически (например, одновременно с началом игры или со сменой кнопки регистрационной памяти).
Записывает аудио в формате Wav. Корг работает только с MP3 - Wav не читает и не пишет, отсюда качество записи хуже, ведь MP3 - это сжатый формат (хотя для кого-то наоборот удобнее запись сразу в MP3, а качество не настолько важно). К тому же корг не поддерживает запись аудио в режиме секвенсора или Media (но это по большому счету не важно - просто пишем с помощью компьютера).
Желающему изучать синтезатор самостоятельно, я бы порекомендовала Ямаху – легче освоить, интерфейс более интуитивный, на просторах интернета можно найти больше обучающей информации. Много готовых стилей.
Корг больше подходит для более опытного музыканта, здесь больше настроек, которые без некоторого багажа знаний освоить достаточно сложно. Если не боитесь сложностей и нравится звучание – выбирайте Korg.
Почему в русскоязычной среде нет различий между синтезатором и кейбордом?
Синтезатор это инстумент, способный синтезировать новые звуки, отличные от пресетных (зашитых в его память), а также обладающий огромным набором эффектов, арпеджиаторов и прочего... Что в первую очередь его отличает от кейборда- отсутствие автоаккомпанемента.
Например Roland Fantom G, Roland GAIA, Korg Kronos, Yamaha Motif XF, Clavia Nord, MOOG, Crumar,
это цифровые (дигитальные) и аналоговые синтезаторы...
А это Yamaha PSR-... S-... E-..., кейборды (правильнее киборды), но никак не синтезаторы...