yuri1962 пишет:
Когда читаю сообщения Дока, Феди, где они затрагивают эти квинты, терции, доминанты, миноры, септаккорды и т.п., когда для себя беру книгу с этими премудростями- все, у меня мозги начинают плавиться и я опускаю руки (в смысле - глаза). Серьезную композицию (произведение) без знания нотной грамоты не сыграешь (мое мнение). А самостоятельно это все освоить сложно, даже с учетом того, что в инете масса информации, видеоуроков и т.п.
(скособочивая морду в похмельной ухмылке...хотя я и не пью) ой-ой-ой...ой какие мы расплавленные от книжек мозгам-глазами!.
Не боись, Юра!
вот тебе брошюрка на воскресенье-"Задачи комомола в деревне"
К вечеру-усталым, но довольным-доложить о прочтении и большей частью усвоении.
ну а че? воскресенье...Сады-огороды кончились. По телевизору фигня одна. Почему б делом не заняться?
ИНТЕРВАЛЫ. ТРЕЗВУЧИЯ. ПОСТРОЕНИЕ АККОРДОВ.
БУКВЕННО-ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ АККОРДОВ
Интервалы
Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют:
• мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
• гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.
Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.
Простые интервалы
Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым). Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это порядковые числительные на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа — латинское название:
Таблица основных интервалов
Цифровое обозначение Латинское название
1 Прима (один и тот же звук)
2 Секунда
3 Терция
4 Кварта
5 Квинта
6 Секста
7 Септима
8 Октава
Малая терция 1.5 тона 3 ступени
Большая терция 2 тона 3 ступени
Чистая квинта 3.5 тона 5 ступеней
Упрощенная запись интервалов-состоит из цифры, обозначающей вид интервала 2-секунда, 3-терция, 4-кварта и т.д., и букв «б»-большая, «м»-малая, или знаков « +» и « - « соответственно увеличенная или уменьшенная, например-«б3»-обозначет «большая терция», «5-«-обозначет уменьшенная квинта, «6»-обозначет «секста» и т.д.
ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Построить интервал 3м (терция малая) от звука ДО. Итак, до-начало интервала. 3м состоит из полутора тонов-то есть тон+полутон. Отсчитываем от звука ДО тон…получаем РЕ, отсчитываем от РЕ полутон, получаем МИ-бемоль. В итоге-интервал 3м от до=ДО-МИ-бемоль. (почему ми-бемоль, а не ре-диез? Потому что именно МИ является третьей ступенью от звука ДО, и уточненный интервал есть производное от основной ступени-в данном случае-МИ)
АККОРД. ТРЕЗВУЧИЕ.
Три и более звуков, расположенные по терциям (чаще всего), называется АККОРДОМ. Аккорд из трех звуков называется трезвучием. Трезвучие-основной гармонический материал, посредством трезвучий можно гармонизировать практическое большинство музыкальных произведений.
В трезвучии звуки расположены последовательно (снизу вверх) по терциям (речь идет об основном виде трезвучия)
Первый (нижний звук) трезвучия называется ПРИМА Второй звук трезвучия располагается на расстоянии интервала ТЕРЦИЯ от первого звука (примы) и называется ТЕРЦИЯ АККОРДА (или терцовый звук)
Третий звук трезвучия располагается на расстоянии ТЕРЦИИ от второго (терцового) звука, но на расстоянии КВИНТЫ от тонического звука и носит название КВИНТА АККОРДА (квинтовый звук)
ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ
Мажорное трезвучие состоит из БОЛЬШОЙ ТЕРЦИИ+МАЛАЯ ТЕРЦИЯ (3б+3м)
Минорное трезвучие состоит из МАЛОЙ ТЕРЦИИ+БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ (3м+3б)
Построение аккордов.
Построить аккорд ДО МАЖОР.
Необходимо определить три звука, составляющих трезвучие. (приму, терцию и квинту аккорда).
Прима аккорда видна из названия. ДО МАЖОР-значит, прима-ДО.
Строим от звука ДО первый интервал аккорда-БОЛЬШУЮ ТЕРЦИЮ (3б)-она состоит из двух тонов. Отсчитываем от звука ДО 2 тона-один тон-получаем РЕ, от РЕ отсчитываем еще один тон-получаем МИ. Таким образом, терцовый звук аккорда ДО мажор-это МИ.
Определяем КВИНТОВЫЙ ЗВУК аккорда. Для этого строим от терцового звука второй интервал мажорного трезвучия-это МАЛАЯ ТЕРЦИЯ (3м)-полтора тона-то есть МИ-полтона-получаем ФА, от ФА еще тон-получаем СОЛЬ. Таким образом, квинтовый звук аккорда ДО МАЖОР-соль.
Итак, выстроен аккорд до мажор. Он состоит из звуков ДО, МИ, СОЛЬ. И ВСЕГДА В ЛЮБЫХ СОЧЕТАНИЯХ, В ЛЮБЫХ КОЛИЧЕСТВАХ одновременное звучание этих звуков будет называться аккордом ДО МАЖОР!!!
Построить аккорд ДО МИНОР.
Прима аккорда видна из названия-ДО
Определяем терцовый звук (первый интервал-МАЛАЯ ТЕРЦИЯ-полтора тона)-отсчитываем от ДО тон-получаем РЕ, отсчитываем от РЕ полтона-получаем МИ-бемоль
Определяем квинтовый звук (второй интервал-БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ-два тона)-отсчитываем от МИ-бемоль один тон-получаем ФА, от ФА еще тон-получаем СОЛЬ
Итак, аккорд ДО МИНОР состоит из звуков ДО, МИ-бемоль, СОЛЬ.
ОБРАЩЕНИЯ АККОРДОВ
Построенный выше аккорд До МАЖОР состоит из трех звуков-ДО, МИ, СОЛЬ-расположенных снизу вверх (в процессе построения).Такое расположение называется ОСНОВНЫМ ВИДОМ АККОРДА. Однако, тот же аккорд можно представить в виде расположенных снизу вверх звуков в следующих сочетаниях: ми-соль-до, соль-до-ми, соль-ми-до и т.д. Такое расположение звуков в аккорде называется ОБРАЩЕНИЕМ аккорда. Однако, в каком бы сочетании не были взяты звуки ДО, МИ, СОЛЬ-они всегда образуют аккорд ДО МАЖОР. (этот принцип действует для абсолютно всех аккордов-звуки, составляющие аккорд основного вида, в любых сочетаниях и удвоениях –например, до-ми-соль-до-ми-будут аккордом ДО МАЖОР). Поэтому необходимо знать звуки, составляющие основные аккорды-НАИЗУСТЬ!!!
Итак, принимая во внимание принцип «обращений» аккордов, арпеджированного исполнения аккордов (а именно-ЗВУКИ, ОБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВНОЙ ВИД АККОРДА ЯВЛЯЮТСЯ ЭТИМ АККОРДОМ В ЛЮБОМ СОЧЕТАНИИ) возникает вопрос о целесообразности выписывания аккордов нотами в музыкальной партитуре (за исключением случаев, когда обращение аккорда или его арпеджиато имеют НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЛИ ГАРМОНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ).
Для упрощения записи аккордов в партитурах аккомпанирующих инструментов в эстрадной музыке используют БУКВЕННО ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ АККОРДОВ.
Каждой ступени натурального звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) присваивается символ-буква латинского алфавита.
Ступень звукоряда Латинская символика
До C
Ре D
Ми E
Фа F
Соль G
Ля A
Си H
Си-бемоль B
В англо-язычной и современной джазовой музыкальной литературе символом В обозначается «си», соответственно, «си-бемоль» обозначается «В-бемоль».
Итак, буквенно-цифровое обозначение аккордов заключатся в следующем. Буквой латинского алфавита обозначается тоника аккорда. Вид аккорда (мажор, минор, уменьшенное или увеличенное трезвучие) обозначается дополнительными символами.
Для обозначения мажорного аккорда используется только заглавная буква латинского алфавита. При необходимости обозначения альтерированного (то есть построенного не от основных ступеней звукоряда) аккорда рядом с латинской буквой ставится знак «диез» или «бемоль».
Латинская буква «m», стоящая справа от заглавной латинской буквы, обозначает «минорный аккорд»
Цифры 5- либо 5+ говорят о том, что в данном аккорде квинтовый звук либо понижен (уменьшенная квинта), либо повышен (увеличенная квинта).данные символы применяются для обозначения уменьшенных или увеличенных трезвучий. Также для обозначения уменьшенных трезвучий применяется буквы dim, а для увеличенных aug.
Пример расшифровки.
Fm-означает минорный аккорд, построенный от звука ФА-то есть аккорд фа-минор
C-обозначает мажорный аккорд, построенный от звука до-то есть аккорд до-мажор
Gm-соответственно минорный аккорд от СОЛЬ-соль-минор
Ddim-обозначает уменьшенное трезвучие от РЕ (ре уменьшенный)
Практические задания
1.уметь строить большие и малые терции от всех 12 ступеней звукоряда ы.
2.уметь строить мажорные и минорные аккорды (основные виды аккордов) от всех ступеней натурального звукоряда
3.записать нотами на нотном стане основные виды следующих аккордов:
C, D, Dm, E, Em, G, H, A, Am-и НАВСЕГДА НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ ЗАПОМНИТЬ ЗВУКИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТИ АККОРДЫ!!!
4. уметь строить вышеуказанные аккорды в основном виде и обращениях, на фортепианной клавиатуре правой и левой руками, НЕ ИСПОЛЬЗУЯ «РАСПАЛЬЦОВКИ» 1-2-3, 2-3-4 !!!!!. Допустимые аппликатурные сочетания 1-2-4, 1-2-5, 1-3-5. (это «ПРАВИЛЬНАЯ РАСПАЛЬЦОВКА»)